Главная / Совет контрольно-счетных органов

 

В современных условиях создание действенной и целостной системы внешнего государственного и финансового контроля является одной из актуальных и важных задач. Председатель Счетной палаты Российской Федерации С. В. Степашин в докладе на XI Конференции Союза муниципальных контрольно-счетных органов в мае 2012 года отметил, что «сегодня стало очевидным, что внешний финансовый контроль – это неотъемлемый элемент системы общественных отношений, один из важных механизмов, способствующий сбалансированному социально-экономическому развитию регионов и муниципалитетов России».

На практике через муниципальную сферу проходят пути к достижению большей части целей и решению задач модернизации страны.

Контрольно-счетная палата Ленинградской области всегда отстаивала свою позицию о необходимости становления и развития внешнего финансового контроля на муниципальном уровне.

В июне 2008 года Контрольно-счетной палатой Ленинградской области совместно с Ассоциацией «Совет муниципальных образований Ленинградской области» при поддержке контрольно-ревизионных органов ряда муниципальных районов был создан Совет органов финансового контроля Ленинградской области.

В соответствии с разработанным и утвержденным на общем собрании контрольно-счетных органов Положением Совет создан с целью повышения эффективности государственного и муниципального финансового контроля в Ленинградской области, координации деятельности контрольно-счетных органов муниципальных образований и укрепления сотрудничества между ними. Членом Совета может стать каждый контрольный орган Ленинградской области на основании решения общего собрания участников Совета. По решению собрания Совет не является юридическим лицом, органами управления Совета являются Общее собрание участников Совета, Президиум Совета и Председатель Совета.

Председателем Совета органов финансового контроля был избран Председатель Контрольно-счетной палаты Ленинградской области Ларькин А.В.

 Совет органов финансового контроля Ленинградской областиОсновными задачами создания Совета органов финансового контроля являются:

- укрепление сотрудничества контрольных органов, направленного на повышение эффективности государственного и муниципального финансового контроля;

- содействие формированию и развитию системы муниципального финансового контроля, разработке его теоретических основ;

- оказание членам Совета организационной, правовой, методической информационной и иной помощи;

- координация совместных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий по вопросам государственного и муниципального финансового контроля, бюджетного процесса и бюджетного устройства;

- содействие разработке и внедрению единой системы контроля за исполнением бюджетов, за использованием имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности;

- подготовка и обучение кадров для работы в контрольных органах.

Работа по созданию органов внешнего финансового контроля Ленинградской области ведется с момента образования Совета. В 2011 году начался новый этап формирования системы внешнего финансового контроля в связи с вступлением в силу Федерального закона «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» (Федеральный закон № 6-ФЗ). Принятие закона создало условия для укрепления и существенного повышения эффективности внешнего финансового контроля на уровне муниципалитетов. Закон определил единые подходы к статусу, полномочиям, порядку организации и деятельности органов внешнего финансового контроля.

Совещание совета органов финансового контроля Ленинградской области Именно поэтому приоритетным направлением деятельности для Совета органов финансового контроля, совместно с Советом муниципальных образований, являлась работа по приведению законодательства Ленинградской области и муниципальных районов в соответствие с Федеральным законом № 6-ФЗ. Эта задача была предметом детального обсуждения на заседаниях Совета. Контрольно-счетная палата Ленинградской области осуществляет мониторинг реализации данного закона на территории Ленинградской области. Членам Совета были доведены разработанные комиссией Ассоциации контрольно-счетных органов России (АКСОР) типовые Положения о контрольно-счетном органе муниципального образования с коллегией и без коллегии, предложения по реестру муниципальных должностей и должностей муниципальной службы, методика расчета штатной численности в контрольно-счетном органе муниципального образования.

Кроме того, членам Совета оказывалась методическая помощь в форме консультаций при разработке Положений о контрольно-счетном органе муниципального образования, а также при подготовке Соглашений о передаче полномочий по проведению контрольно-аналитических мероприятий от муниципальных образований городских и сельских поселений, которые не могут позволить себе содержать собственный орган внешнего финансового контроля, на районный уровень.

Отмечается положительная динамика увеличения количества и изменения статуса контрольно-счетных органов Ленинградской области.

В настоящее время муниципальные контрольно-счетные органы созданы во всех муниципальных районах Ленинградской области и Сосновоборском городском округе, в том числе:

Федеральным законом №6-ФЗ определено, что в городских округах и муниципальных районах могут быть созданы контрольно-счетные органы с правами юридического лица.

В 9 муниципальных районах Ленинградской области контрольно-счетные органы обладают правами юридического лица (Волховский, Всеволожский, Выборгский, Гатчинский, Киришский, Лужский, Приозерский, Сланцевский и Тосненский районы).

В 8 районах и Сосновоборском городском округе контрольно-счетные органы представляют собой структурные подразделения Советов депутатов муниципальных образований (Бокситогорский, Волосовский, Кингисеппский, Кировский, Ломоносовский, Лодейнопольский, Подпорожский  и Тихвинский муниципальные районы).

Федеральным законом № 6-фз на контрольно-счетные органы возлагаются многочисленные полномочия. Практика показывает, что исполнение полномочий возможно только при установлении такой штатной численности, при которой муниципальные контрольно-счетные органы смогут в полном объеме осуществлять эти полномочия. Усредненная численность по контрольно-счетным органам в Ленинградской области составляет 3 человека, что свидетельствует об их малочисленности и весьма напряженной деятельности в выполнении полномочий внешнего финансового контроля.

С целью выполнения требований действующего законодательства о проведении внешних проверок годовых отчетов об исполнении бюджетов поселений, большинство муниципальных районов Ленинградской области заключили или планируют в ближайшее время заключить соглашения с муниципальными поселениями о проведении контрольно-счетными органами муниципальных районов Ленинградской области внешних проверок годового отчета об исполнении бюджетов поселений.

Проведение учебы для членов Совета органов финансового контроля Ленинградской областиПо состоянию на 1 января 2013 года контрольно-счетные органы 14 муниципальных районов заключили соглашения о передаче контрольно-счетному органу муниципального района полномочий контрольно-счетного органа поселения по осуществлению внешнего муниципального финансового контроля со 134 поселениями из 203 поселений, расположенных на территории Ленинградской области.

Одним из важнейших направлений работы Совета является работа по подготовке и обучению кадров для работы в органах муниципального контроля.

Данная работа проводится Советом с 2009 года. Ежегодно в рамках работы Совета проводятся учебные семинары, на которых выступают и сотрудники Контрольно-счетной палаты Ленинградской области и специалисты, приглашенные из других организаций, в том числе учебных.

В рамках работы Совета постоянно обсуждаются последние изменения в законодательстве, связанные с работой КСО. Большое внимание уделяется разработке вопросов методологии организации и проведения контрольных мероприятий. Так, Методические рекомендации по организации и осуществлению финансового контроля, разработанные Советом муниципальных образований Ленинградской области совместно с Контрольно-счетной палатой Ленинградской области, в 2010 году были удостоены Специального диплома на X Российском конкурсе образовательных программ и методического обеспечения подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров в области муниципального управления.

В этой работе немалая заслуга принадлежит исполнительному директору Ассоциации «Совет муниципальных образований Ленинградской области» Бондарь А. А., главному специалисту аппарата Совета Кривцовой Н. В. и сотрудникам инспекции Контрольно-счетной палаты Ленинградской области.

В 2011 году Президиумом Совета начата работа по разработке единого унифицированного классификатора нарушений. Эта задача представляется актуальной в связи с вступлением в силу Федерального закона №6-ФЗ, в соответствии с которым должностные лица контрольно-счетных органов наделяются полномочиями по составлению протоколов об административных правонарушениях. Наличие единой системы классификации нарушений и санкций позволит выявлять наиболее общие нарушения, быстро реагировать на них, проводить аналитическую работу. Проект классификатора обсуждался на заседании Совета в декабре 2011 года, члены Совета внесли свои предложения в проект классификатора. Классификатор нарушений и недостатков, выявляемых в ходе контрольно-ревизионных и экспертно-аналитических мероприятий органов финансового контроля, утвержден решением Президиума Союза муниципальных контрольно-счетных органов России 12.12.2011.

В 2012 году Советом муниципальных образований при участии сотрудников Контрольно-счетной палаты Ленинградской области разработаны и изданы «Методические рекомендации по проведению органами местного самоуправления процедуры согласования и организации контроля за реализацией производственных и инвестиционных программ организаций коммунального комплекса».

В марте 2015 года в рамках проведения контрольного мероприятия «Анализ доходов местных бюджетов муниципальных образований Ленинградской области за 2013 и 2014 годы от арендной платы за земельные участки, продажи права на заключение договоров аренды земельных участков, продажи земельных участков» было проведено методическое занятие со специалистами Контрольно-счетной комиссии муниципального образования «Выборгский район» Ленинградской области на тему: «Вопросы организации проведения совместных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий и методика проведения анализа доходов бюджета муниципального образования, полученных за 2013 и 2014 годы от арендной платы за земельные участки, продажи права на заключение договоров аренды земельных участков, продажи земельных участков».

В целях стимулирования деятельности муниципальных контрольно-счетных органов Контрольно-счетной палатой Ленинградской области и Советом контрольно-счетных органов Ленинградской области в 2015 году был проведен конкурс на звание «Лучший контролер внешнего муниципального  финансового контроля Ленинградской области».

За большой вклад в развитие внешнего муниципального финансового контроля, укрепление сотрудничества с Контрольно-счетной палатой Ленинградской области ряду руководителей муниципальных контрольно-счетных органов Ленинградской области объявлена благодарность Контрольно-счетной палаты Ленинградской области и вручены Почетные грамоты Контрольно-счетной палаты Ленинградской области.

Решением первой Всероссийской конференции, состоявшейся 13 мая 2002 года в городе Светлогорске Калининградской области, создан Союз муниципальных контрольно-счетных органов России.

Контрольно-счетные органы муниципальных образований Ленинградской области активно участвуют в работе Союза муниципальных контрольно-счетных органов России (МКСО). В июне 2015 года Контрольно-счетная палата Лужского муниципального района стала членом Союза муниципальных контрольно-счетных органов России.

В настоящее время в МКСО России входят контрольно-счетные органы Гатчинского, Киришского, Тосненского, Тихвинского, Лужского муниципальных районов Ленинградской области.

В сентябре 2015 года руководители контрольно-счетных органов ряда муниципальных образований Ленинградской области (Тосненского, Киришского, Лужского муниципальных районов) приняли участие в заседании Президиума Союза МКСО, которое состоялось в г. Пскове.

Несмотря на принятие Федерального закона, процесс становления системы внешнего муниципального финансового контроля и превращение его в действенный инструмент контроля, проходит достаточно сложно. Проблемы прежние: множество правовых и организационных недоработок, остающихся в нормативных документах, недостаток квалифицированных кадров, ограниченные финансовые возможности муниципалитетов, субъективные факторы на местах.

К числу основных задач, которые требуется решить, можно отнести:

Решение этих задач позволит обеспечить эффективность и результативность деятельности органов финансового контроля на всей территории Ленинградской области, контроль за поступлением и расходованием средств на всех уровнях бюджетной системы.

 

Учредительные документы