Общие требования к стандартам внешнего государственного и муниципального финансового контроля

 

Утверждены Коллегией Счетной палаты РФ

протокол от 12 мая 2012 г. N 21К (854)

 

1. Общие положения

1.1. Общие требования к стандартам внешнего государственного и муниципального финансового контроля, утвержденные Коллегией Счетной палаты Российской Федерации (далее - Общие требования), разработаны в соответствии с положениями Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований".

1.2. Целью Общих требований является унификация подходов контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований (далее - контрольно-счетные органы) к разработке стандартов внешнего государственного и муниципального финансового контроля, обеспечивающих соответствие разрабатываемых стандартов законодательству Российской Федерации, законодательству субъектов Российской Федерации и международным стандартам в области государственного контроля, аудита и финансовой отчетности.

1.3. Задачей Общих требований является определение требований к структуре и содержанию стандартов внешнего государственного и муниципального финансового контроля.

1.4. Общие требования распространяются на стандарты внешнего государственного финансового контроля для проведения контрольных и экспертно-аналитических мероприятий в отношении органов государственной власти и государственных органов субъектов Российской Федерации, органов территориальных государственных внебюджетных фондов, органов местного самоуправления и муниципальных органов, государственных и муниципальных учреждений и унитарных предприятий субъектов Российской Федерации или муниципальных образований, утверждаемые контрольно-счетными органами субъектов Российской Федерации.

1.5. При утверждении стандартов внешнего муниципального финансового контроля для проведения контрольных и экспертно-аналитических мероприятий в отношении органов местного самоуправления и муниципальных органов, муниципальных учреждений и унитарных предприятий муниципальных образований контрольно-счетные органы муниципальных образований вправе применять настоящие Общие требования.

1.6. Контрольно-счетные органы при утверждении стандартов внешнего государственного и муниципального финансового контроля вправе использовать стандарты Счетной палаты Российской Федерации.

1.7. Стандарты внешнего государственного и муниципального финансового контроля не могут противоречить законодательству Российской Федерации, законодательству субъектов Российской Федерации, иным нормативным правовым актам.

При подготовке стандартов внешнего государственного и муниципального финансового контроля учитываются стандарты ИНТОСАИ и другие международные стандарты в области государственного контроля, аудита и финансовой отчетности.

 

2. Назначение стандартов внешнего государственного и муниципального финансового контроля

2.1. Стандарты внешнего государственного финансового контроля контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации (муниципальных образований) (далее - стандарты контрольно-счетных органов) - это нормативные документы, утверждаемые контрольно-счетными органами субъектов Российской Федерации (муниципальных образований), определяющие обязательные принципы, характеристики, правила и процедуры планирования, организации и осуществления полномочий в сфере внешнего государственного (муниципального) финансового контроля.

2.2. Контрольно-счетные органы разрабатывают стандарты внешнего государственного и муниципального финансового контроля исходя из основных принципов контроля и общих требований, утвержденных Счетной палатой Российской Федерации и (или) контрольно-счетным органом субъекта Российской Федерации, с учетом региональных (муниципальных) особенностей.

2.3. Стандарты контрольно-счетных органов регламентируют профессиональную деятельность инспекторов (аудиторов) и обеспечивают дополнительные основы для урегулирования существующих и предупреждения потенциальных конфликтов между сотрудниками контрольно-счетных органов и их руководством, между контрольно-счетным органом и иными контролирующими органами, между контрольно-счетным органом и объектом проверки, между контрольно-счетным органом и организациями, защищающими общественные интересы, а также между инспекторами (аудиторами).

2.4. Применение стандартов контрольно-счетных органов, разработанных в соответствии с Общими требованиями, призвано обеспечить соблюдение основных принципов внешнего финансового контроля: законности, объективности, эффективности, независимости и гласности.

 

3. Общие требования к структуре стандарта внешнего государственного и муниципального финансового контроля

Структура стандарта контрольно-счетного органа должна соответствовать Общим требованиям.

Стандарт должен иметь следующую структуру:

  1. титульный лист;
  2. содержание;
  3. регламентирующие параметры - ссылки на российские и (или) международные стандарты, использованные при разработке данного стандарта;
  4. общие положения - обоснование необходимости стандарта, определение его основных терминов и понятий, сферы применения, описание объекта стандартизации;
  5. цель и задачи стандарта - назначение стандарта и конкретные проблемы, решение которых обеспечивается его применением;
  6. взаимосвязь с другими стандартами - ссылки на соответствующие положения других стандартов;
  7. определение основных принципов и методик - описание подходов контрольно-счетного органа, принятых методик и технических приемов решения проблем, рассматриваемых стандартом;
  8. перечень документов, которые сотрудник контрольно-счетного органа должен составить согласно требованиям стандарта;
  9. перечень нормативных актов, которыми сотрудник контрольно-счетного органа должен руководствоваться при выполнении требований стандарта (при необходимости);
  10. приложения (при необходимости).

 

4. Общие требования к содержанию стандартов внешнего государственного и муниципального финансового контроля

Стандарты внешнего государственного и муниципального финансового контроля должны отвечать следующим основным требованиям:

Стандарты контрольно-счетного органа не могут противоречить законодательству Российской Федерации и законодательству субъектов Российской Федерации.

Стандарты контрольно-счетного органа должны устанавливать правила, регулирующие следующие вопросы: планирования контрольной и экспертно-аналитической деятельности; сбора доказательств при проведении контрольных и экспертно-аналитических мероприятий; документирования; отчетности; управления контрольной деятельностью; обеспечения контроля качества контрольной деятельности и др.

Стандарты контрольно-счетного органа рекомендуется подразделить на две группы: стандарты организации деятельности контрольно-счетного органа и стандарты финансового контроля, осуществляемого контрольно-счетным органом.

Стандарты организации деятельности контрольно-счетного органа (далее - СОД КСО) должны определять принципы, характеристики, правила и процедуры организации и осуществления в контрольно-счетном органе методологического обеспечения, планирования работы, подготовки отчетов, взаимодействия с другими контрольными органами, других видов деятельности.

Стандарты внешнего государственного и муниципального финансового контроля, осуществляемого контрольно-счетным органом (далее - СФК КСО), должны определять принципы, характеристики, правила и процедуры осуществления контрольной и экспертно-аналитической деятельности контрольно-счетного органа.

 

4.1. Стандарты организации деятельности контрольно-счетного органа (СОД КСО)

4.1.1. СОД КСО по организации методологического обеспечения контрольной и экспертно-аналитической деятельности контрольно-счетного органа

Целью стандарта является установление общих принципов, правил и процедур методологического обеспечения контрольной и экспертно-аналитической деятельности контрольно-счетного органа (далее - методологическое обеспечение).

Методологическое обеспечение состоит в формировании и совершенствовании системы взаимоувязанных стандартов и методических документов контрольно-счетного органа, регулирующих осуществление его контрольной и экспертно-аналитической деятельности в целях содействия качественному выполнению задач контрольно-счетного органа, повышению уровня эффективности его деятельности.

Задачами методологического обеспечения являются:

Решение задач методологического обеспечения контрольно-счетного органа осуществляется путем:

4.1.2. СОД КСО по планированию работы контрольно-счетного органа

Целью стандарта является установление общих принципов, правил и процедур планирования работы контрольно-счетного органа для обеспечения эффективной организации осуществления внешнего финансового контроля, а также обеспечения выполнения контрольно-счетным органом законодательно установленных полномочий.

Контрольно-счетный орган должен строить свою работу на основе плановых документов, разрабатываемых исходя из необходимости обеспечения всестороннего системного контроля за формированием и использованием средств бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета.

Планирование осуществляется с учетом всех видов и направлений деятельности контрольно-счетного органа.

Задачами планирования являются:

Планирование должно основываться на системном подходе в соответствии со следующими принципами:

Планирование должно обеспечивать эффективность использования бюджетных средств, выделяемых контрольно-счетного органу, а также эффективность использования трудовых, материальных, информационных и иных ресурсов.

4.1.3. СОД КСО по подготовке отчета о работе контрольно-счетного органа

Целью стандарта является установление порядка и правил подготовки отчета о работе контрольно-счетного органа за отчетный период.

Задачей стандарта является определение структуры отчетов о работе контрольно-счетного органа, порядка организации работы по подготовке отчетов, общих требований к представлению документов и материалов для формирования отчетов, порядка утверждения отчета о работе контрольно-счетного органа.

4.1.4. СОД КСО по организации контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, проводимых контрольно-счетным органом совместно с органами финансового контроля, правоохранительными, надзорными и иными органами

Целью стандарта является регламентация деятельности контрольно-счетного органа по организации и проведению контрольных и экспертно-аналитических мероприятий совместно со Счетной палатой Российской Федерации, контрольно-счетными органами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, контрольно-счетными и надзорными органами иностранных государств, с налоговыми органами, органами прокуратуры, правоохранительными, надзорными, контрольными и иными органами Российской Федерации, если это предусмотрено соглашениями о сотрудничестве между контрольно-счетным органом и указанными органами (далее - иные органы).

Задачами СОД КСО являются:

 

4.2. Стандарты финансового контроля контрольно-счетного органа (СФК КСО)

Стандарты финансового контроля целесообразно подразделить на группы, определяющие:

стандарты по общим правилам проведения контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, финансового аудита, аудита эффективности, иных видов аудита, а также контроля реализации результатов контрольного мероприятия (далее - СФК КСО (общие));

стандарты внешнего контроля бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета) и бюджета территориального государственного внебюджетного фонда (далее - СФК КСО (бюджет));

стандарты, определяющие порядок управления качеством контрольных мероприятий, основные понятия и термины, используемые в стандартах контрольно-счетного органа (далее - СФК КСО (специальные)).

4.2.1. СФК КСО (общие)

К данной группе относятся стандарты, регламентирующие общие правила проведения контрольного, экспертно-аналитического мероприятия, финансового аудита, аудита эффективности использования бюджетных средств, а также контроля реализации результатов контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, осуществленных контрольно-счетным органом.

4.2.1.1. Целью СФК КСО, регламентирующего общие правила проведения контрольного мероприятия, является установление общих правил, требований и процедур проведения контрольного мероприятия на всех его этапах.

Стандарт должен определить понятие и характеристики контрольного мероприятия, предмет и объекты, классификацию контрольных мероприятий по типам финансового контроля, этапы и процедуры организации контрольного мероприятия.

В стандарте должны быть представлены требования, предъявляемые к организации контрольного мероприятия, в том числе к служебным контактам сотрудников контрольно-счетного органа с должностными лицами объекта контрольного мероприятия, формированию группы инспекторов, привлечению внешних экспертов, формированию рабочей документации.

Стандарт СФК КСО, регламентирующий общие правила проведения контрольного мероприятия, должен содержать правила и порядок оформления актов, представлений, предписаний, порядок передачи материалов контрольных мероприятий в правоохранительные органы в случаях выявления фактов незаконного использования средств бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета), а также средств бюджета территориального государственного внебюджетного фонда субъекта Российской Федерации.

4.2.1.2. Целью СФК КСО по проведению экспертно-аналитического мероприятия является установление общих правил и процедур проведения контрольно-счетным органом экспертно-аналитических мероприятий.

Стандарт должен определить понятие и характеристики экспертно-аналитического мероприятия, предмет и объекты, этапы и процедуры его организации.

В стандарте должны быть представлены требования, предъявляемые к организации, подготовке, проведению и оформлению результатов экспертно-аналитических мероприятий.

4.2.1.3. Целью СФК КСО, регламентирующих проведение и оформление результатов финансового аудита и аудита эффективности, является методическое обеспечение этих типов финансового контроля в части содержания, единых требований к организации и проведению, а также оформления результатов финансового аудита и аудита эффективности использования средств бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета), средств территориальных государственных внебюджетных фондов.

В стандартах определяются особенности проведения финансового аудита и аудита эффективности, порядок оформления результатов аудита.

4.2.1.4. СФК КСО должны содержать методическое обеспечение контроля реализации результатов контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, проведенных контрольно-счетным органом.

Стандарт, обеспечивающий контроль реализации результатов контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, должен определять правила и процедуры контроля реализации результатов проведенных мероприятий; устанавливать единый порядок организации и осуществления контроля реализации результатов проведенных мероприятий; а также порядок оформления итогов контроля реализации результатов проведенных мероприятий.

4.2.2. СФК КСО (бюджет)

Стандарты внешнего контроля бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета) и бюджета территориального государственного внебюджетного фонда должны регламентировать порядок осуществления предварительного, текущего и последующего контроля.

СФК КСО (бюджет) определяют порядок:

экспертизы проектов законов о бюджете субъекта Российской Федерации (проектов местного бюджета) и проектов законов о бюджете территориального государственного внебюджетного фонда;

осуществления текущего контроля за ходом исполнения законов о бюджете (местного бюджета);

организации и проведения внешней проверки годового отчета об исполнении бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета), годового отчета об исполнении бюджета территориального государственного внебюджетного фонда.

Задачами СФК КСО (бюджет) являются:

определение основных принципов и этапов проведения контроля;

установление требований к содержанию контрольных и экспертно-аналитических мероприятий;

определение структуры, содержания и основных требований к заключению контрольно-счетного органа;

установление взаимодействия между структурными подразделениями контрольно-счетного органа в ходе проведения предварительного, текущего и последующего контроля;

установление порядка рассмотрения и утверждения информации контрольно-счетного органа (заключения, отчета) о результатах проведенных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий и представления ее в законодательный (представительный) орган и высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (главе муниципального образования).

4.2.3. СФК КСО (специальные)

В целях методологического обеспечения вопросов контрольной и экспертно-аналитической деятельности контрольно-счетных органов, не охваченных группами стандартов СФК КСО (общие) и СФК КСО (бюджет), разрабатываются СФК КСО (специальные).

СФК КСО, определяющий методологию управления качеством, должен устанавливать порядок организации и функционирования системы управления качеством контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, регламентировать совокупность организационных мероприятий, методов и процедур, направленных на достижение высокого уровня эффективности контрольной деятельности контрольно-счетного органа.

СФК КСО, устанавливающий основные понятия и термины, используемые в стандартах контрольно-счетного органа, должен обеспечивать единую терминологию стандартов КСО, соответствующую законодательным актам Российской Федерации и учитывающую современные отечественные и зарубежные научные и практические достижения в области контроля и аудита.

 

5. Заключительные положения

Применение стандартов контрольно-счетных органов, подготовленных в соответствии с Общими требованиями,

1) позволит обеспечить:

рациональную технологию и организацию проведения контрольных и экспертно-аналитических мероприятий;

уменьшение трудоемкости контрольных процедур;

внедрение в практику контрольно-счетных органов научных достижений и новых технологий;

2) будет способствовать:

снижению рисков контроля;

повышению профессионализма сотрудников контрольно-счетных органов и соблюдению этических норм;

повышению качества контрольной и экспертно-аналитической деятельности;

укреплению независимого статуса и общественного престижа контрольно-счетного органа.